Виртуальный тур. Продолжая путь моего деда

Проект не получил поддержку
0.3

Оценка обновлена:

30.11.2025

Сроки реализации 01.06.2025 - 31.12.2026
Источник финансирования Президентский фонд культурных инициатив (Второй конкурс 2025)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
4 196 260 руб.
Размер гранта
2 530 260 руб.
Cофинансирование
1 666 000 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

Подростки от 12 до 18 лет, проживающие на территории ХМАО-Югры, в том числе относящие к коренным малочисленным народам

Описание проекта

Изучение культуры, привитие традиций родного народа, любовь к окружающему миру - все это прививается человеку с самого детства. Наша Казымская территория до настоящего времени остается местом компактного расселения коренных малочисленных народов Севера– ханты и лесных ненцев, не утративших навыков хозяйственной деятельности, сохранивших ремесла, обычаи и традиционные верования. Поэтому мы все эти знания хотим вложить в наш проект и прививать детям. При этом мы выбрали самую современную форму игр, которые есть на данный момент - виртуальную реальность с эффектом погружения и присутствия. Мы хотим, чтобы дети которые являются потомками коренных жителей прикасались к родной культуре и языку и узнавали ее с детства, даже если уже живут в селах и городах, а также чтобы все остальные дети нашего региона знали природу, животный мир глазами тех, кто постоянно живет в единстве с окружающим миром, сохраняя все традиции, переданные из поколения в поколение и знакомились я языком и культурой народов, на земле которой они живут.Быт традиционной жизни народа ханты четко продуман, ничего лишнего: всякое действие проверено жизнью предков, всякий предмет приобретал свою уникальную эстетику, эргономичность, эффективность проходя через руки не одной мастерицы и мастера работы с ножом и иглой. Люди окружённые природой вытачивали свое понимание мироздания и зависимости друг от друга. Союз Человека и природы сформировал свод табу и правил благоприятствующий совместной жизни. Духовный мир, мир верований, фольклор появились у ханты как необходимая часть жизни в суровых условиях.Для реализации проекта мы выбрали самую современную на сегодняшний день форму – виртуальную реальность! Она захватывает и впечатляет не только детей, но и взрослых, потому что создается эффект присутствия в среде. Не каждый сельский, а тем более городской житель сможет оказаться в реальной жизни так близко к природе, к традиционной жизни местных северных народов, окунуться в культуру, быт и проникнуться взаимодействию с природой, а благодаря нашему проекту это станет возможным! Оказавшись в таком мире, участник самостоятельно управляет просмотром, может рассмотреть то, что его окружает до мельчайших подробностей – может рассмотреть под ногами хвою и шишки, а также посмотреть на ясное небо, покружится вокруг себя и, например, рассмотреть, как устроена традиционная изба и все стойбище.Наша VR-экскурсия задает вопрос современному человеку у которого выбор очень велик. И задача у нас не простая: можно ли превратить свою жизнь и свое дело в такое же органичное, эстетически великолепное, мудрое, наполненное смыслом и спокойствием полотно и успеть это сделать за одну жизнь?Наша Казымская территория богата мастерами, которые работают с берестой, рыбьей кожей, мехом, шьют традиционную одежду, занимаются оленеводством. рыболовством, охотой. Мы хотим все эти глубокие знания заложить в нашу виртуальную экскурсию и познакомить как можно больше подростков нашего округа с бытом и традиция

Обоснование социальной значимости

В нашем проекте мы хотим коснуться важнейшего звена в цепочке передачи аутентичных знаний от поколения к поколению. В хантыйской культуре эта связь всегда носила особый смысл, и в большой семье знания естественным образом передавались от деда к внуку, от бабушки к внучке. В условиях же современной жизни такая связь прерывается очень часто, а если учесть, что речь идет о малом народе, чья культура исчезает - разрыв этот особенно ощутим, а последствия его крайне печальны и даже трагичны.В Югре с 2013 года создан Реестр объектов нематериального культурного наследия народов ХМАО-Югры. Девять мастеров фольклора с казымской территории состоят в этом реестре: Ерныхов А.А. (единственный исполнитель обряда «Медвежьи игрища» на Казымской территории) и Салахова Е.Д.. Они станут основными информантами и возможно актерами нашей работы. Людей, которые могут рассказать о культуре, как о частичке себя, своих предков, достаточно мало, поэтому в формате живых встреч невозможно передать опыт, видение, знания. Сегодня нет возможности выехать на стойбище даже из села, из города тем более. Даже среди сельских детей единицы ощутили на себе традиционную жизнь, а городские дети такое и представить не могут. Никакие рассказы, фотографии и видео не позволят полноценно представить себя на стойбище, а виртуальная реальность позволит почувствовать присутствие и ощутить тонкую духовную нить местного народа, участвовать в жизни, гармоничной с природой.Для лучшего понимания проблемы и осознания нужности нашей работы, мы составили опрос и предложили пройти представителям целевой группы в нескольких населенных пунктах Югры. На вопросы анкеты ответили 38 человек. Сначала мы спросили знают ли ребята, что такое виртуальная реальность, испытывали ли на себе (более 60% ответили "Да"), понравилась ли им("Очень"-55%, "Нет, но думаю понравилось бы"-40%). По ответам видно, что больше всего ребятам нравится именно эффект присутствия(почти 80%) и реалистичность изображения (62%)-поэтому мы именно на это делаем акцент в наем проекте. Также спросили о том, были ли ребята на настоящем оленеводческом стойбище(почти 50%-"Нет"), но более 80% хотели бы оказаться.Через использование виртуальной реальности, мы можем обеспечить сохранение и продвижение культурного наследия народа Ханты, а также улучшить понимание и уважение к их традициям, образу жизни и любви к природе. Это поможет сохранить многовековую культуру и помочь народу Ханты сохранить свою самобытность и идентичность в современном мире.На наш взгляд всем подросткам региона прикоснуться к древнейшей культуре, традициям, быту, правилам, запретам народа, который давно живет на этой земле и приспособился жить в суровых условиях. Особенно это важно показать потомкам коренных народов, которые живут уже в отрыве от традиций и уже не знают совсем или частично, как жили их предки.

Цели

Погружение детей 12-18 лет, проживающих в населенных пунктах Югры, в культуру и быт для изучения и сохранения культурного наследия народа ханты, используя созданные ролики виртуальной реальности (VR-экскурсии) по двум сезонам (зима и лето), с воссозданием пейзажей, традиционных сооружений, праздников, ритуалов, ремесел, музыки и танцев, местной флоры и фауны.

Задачи

Проведение информационной компании проекта
Провести занятия с подростками Югры
Создать ролики виртуальной реальности

Обратная связь проекта: 0


Войдите, чтобы оставить комментарий

`