СОтвори

Реализован успешно
1.5

Оценка обновлена:

30.11.2025

Источник финансирования Другой источник (Росмолодежь. Гранты)
Подробнее

География проекта

Жители города Когалыма

Целевые аудитории

Проект направлен на работу с семьями города Когалыма, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью) дошкольного и младшего школьного возраста (от 4 до 11 лет). На 01.07.2023 года (дата подготовки проекта) в городе Когалыме насчитывается 171 семья, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью возраста от 4 до 7 лет, 158 семей с детьми данной категории с 8 до 11 лет. * * Согласно мониторингу, проведенному региональным центром психолого-педагогической помощи и сопровождения автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» (https://iro86.ru/images/Mониторинг_Сведения_о_количестве_семей_воспитывающих_детей_с_ОВЗ_получающих_комплексную_помощьpdf.pdf)

Описание проекта

Проект «СОтвори» - это создание поддерживающего пространства для семей города Когалыма, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.  Моя работа в первую очередь направлена на организацию системы  ранней комплексной помощи детям, имеющим нарушения в развитии или риски возникновения нарушений, а также их семьям. 

Проект представляет собой комплекс детско-родительских встреч в формате групповых тренингов, направленных на улучшение психологического состояния в семье, снижение социальной изоляции и мягкой инклюзии. Участниками проекта стали семьи города, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ОВЗ в возрасте от 4 до 11 лет. Работа «СОтвори»  направлена на развитие собственных ресурсов и инициативы семьи, способствуя ее становлению как активного субъекта социально-педагогической деятельности, что является решающим фактором эффективности процессов реабилитации и интеграции ребенка. 

Реализация процесса инклюзии эффективна только в том случае, когда есть поддержка родителей ребенка, всего родительского сообщества. Работа с семьями с особенными детьми уникальна тем, что направлена на формирование родительского стиля, тактики «принятия» родителями своего особенного ребенка, на пробуждение «родительского потенциала». 

Формой работы с семьями стало проведение совместных детско-родительских тренингов с использованием  арт-терапевтических техник.

За время работы с техниками арт-терапии мы увидели, что использование их на занятиях создает в группе атмосферу открытости и доверия между взрослым и ребенком, помогает наладить контакты с задействованными в процессе участниками. 

 Работа проекта «СОтвори» организована по двум направлениям  - группы для детей дошкольного возраста и группы для детей младшего школьного возраста на протяжении с октября по май.  Каждый месяц участники проекта буду работать в определенной арт-терапевтической технике. Особенностью организации занятий будет возможность для семьи попробовать для себя те арт-терапевтические техники, которые им наиболее близки и интересны.

Благодаря тому, что в группы будут включены как семьи с особенными детьми, так и семьи с «нормотипичными» сверстниками, мероприятия проекта способствуют развитию инклюзивного образования на муниципальном уровне, в соответствии с региональным комплексным планом мероприятий по развитию инклюзивного образования. https://depobr.admhmao.ru/obrazovanie-v-yugre/obrazovanie-dlya-lits-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami/iii-inklyuzivnoe-i-spetsialnoe-obrazovanie-lits-s-/dokumenty/7627453/regionalnogo-kompleksnogo-plana-meropriyatiy-po-razviti/

и постановлением от 13.12.2013 № 543-п «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» https://depobr.admhmao.ru/obrazovanie-v-yugre/obrazovanie-dlya-lits-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami/iii-inklyuzivnoe-i-spetsialnoe-obrazovanie-lits-s-/dokumenty/1667595/postanovlenie-pravitelstva-khmao-yugry-ot-13-dekabrya-2013-g-n-543-p-ob-organizatsii-inklyuzivnogo-o/

Работа с родителями в рамках проекта направлена на мягкую сепарацию, выход родителей из чувственно-эмоционального выгорания и стресса, развитие коммуникативных навыков, формирование устойчивого положительного мышления, содействие началу активной социальной жизни. Работа в группе хороша тем, что объединившись, родители особенных детей  лучше сохраняют мотивацию, поддерживают друг друга психологически и эмоционально. В то же время мы заметили, что дети с ОВЗ, находясь в группе, показывают значительно лучшие результаты, чем при индивидуальных занятиях. Из опыта работы с особенными детьми можно отметить, что перенос акцентов в игровую сферу увеличивает их эмоциональную вовлеченность, а общая задача мобилизует и организует весь процесс совместной деятельности родителя и ребенка.

Работа с семьей с особенным ребенком  - это длительный и деликатный процесс, для организации которого нужен специалист - психолог. в работе мы добились  не только включения родителя в работу с ребенком (не в обучение, а именно в творческую деятельность), но и снижения стресса особого родительства через организацию в городе детско-родительского сообщества.

Отсутствие строгого графика посещений и регламентированного списка участников сделало занятия более доступными и позволило организаторам проекта включить в работу семьи, где родители работают вахтовым методом (в соответствии со спецификой региона ХМАО-Югра).  

Так же включение в проект родителей обоего пола, ближайших родственников ребенка, сиблингов,  способствовало созданию поддерживающего сообщества не только для детей, но и для родителей. Общение с родителями- единомышленниками в творческом формате особенно важно для семей, где один из родителей является участником Специальной военной операции и не может в полной мере принимать участие в воспитании ребенка. 

Обоснование социальной значимости

В настоящее время в России зарегистрировано 11,1 миллионов людей с инвалидностью, включая несовершеннолетних, что отражено в публичных отчетах Федерального реестра инвалидов (по данным на 1 июля 2023 г.) При этом важно понимать, что дети с инвалидностью — это небольшой процент от общего количества детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Как показала практика, семьи с детьми с ОВЗ и инвалидностью являются одной из социально уязвимых социальных групп. 

Согласно мониторингу, проведенному региональным центром психолого-педагогической помощи и сопровождения автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» в октябре 2022 года, на территории города Когалым проживает 486 семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидность, что составляет 3% от всех семей округа. (https://iro86.ru/images/Mониторинг_Сведения_о_количестве_семей_воспитывающих_детей_с_ОВЗ_получающих_комплексную_помощьpdf.pdf) [1] Согласно мониторингу, большинство семей, которые воспитывают особенного ребенка, хотели бы участвовать в групповых тренингах для родителя и ребенка (216 семей), направленных на развитие и формирование познавательной, сенсорной и эмоционально-волевой  сфер (269 семей). [1]  Потребность в организации встреч со специалистами узкого профиля высказали 309 семей.  [1]

В работах  С.В. Алехиной, Е.А. Екжановой, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго отмечается, что целесообразно начинать работать с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью на раннем этапе, этапе дошкольного детства. В концепции развития инклюзивного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, которой мы руководствуемся при работе с детьми особыми образовательными потребностями,  упор сделан на выявление недостатков в развитии детей и организацию коррекционной работы с детьми на максимально раннем этапе. https://depobr.admhmao.ru/upload/iblock/2ce/437.pdf  Согласно мониторингу [1], в городе Когалыме насчитывается 171 семья, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью возраста от 4 до 7 лет, 158 семей с детьми с 8 до 11 лет. 

Согласно запросам семей с детьми с ОВЗ города Когалыма [1], проблемой организации комплексной помощи является отсутствие в городе групповых мероприятий (организованных в формате совместного детско-родительского тренинга), направленных на комплексное развитие ребенка под руководством коррекционного специалиста психолого-педагогического профиля. Согласно запросу организаторов проект в отдел Управления образования Администрации города Когалыма, на муниципальном уровне такие мероприятия не проводились. Работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ в городе проводится точечно, причем в большей степени вовлечены семьи с детьми-инвалидами.  На муниципальном уровне не хватает систематических мероприятий, способных объединить родителей города (не зависимо от особенностей развития ребенка). 

Реализация проекта «СОтвори», направленного на работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, является практико-ориентированным решением данной проблем для семей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (329 семей) [1]. Для работы с семьями в рамках проекта специалистом выбран ряд арт-терапевтических техник,  которые при групповой тренинговой работе в наибольшей степени способствуют компенсации эмоционально-волевой сферы ребенка, способствуя его социализации. Для города он уникален тем, что встречи будут проводиться под руководством опытного педагога-психолога, тем самым смысловой вектор тренинга будет смещен от результата творчества (продукта) к самому главному - к совместному творческому процессу родителя и ребенка, что , как я вижу из своего профессионального опыта, необходимо семьям с особенным ребенком. https://sanschool-nv.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/O_realizatsii_Modeli_organizatsii_obrazovatel_noy_sredy_dlya_obuchayuschihsya_s_narusheniem_zreniya/Metodicheskoe_soprovozhdenie/Sbornik_materialov_konferentsii_OVZ_v_pechat_2022_ts.pdf

Проект интересен еще и тем, что в тренингах участвовали семьи с «нормотипичными» детьми того же возраста для реализации процесса интеграции и «мягкой» инклюзии, содействуя активной социальной жизни как родителя, так и особого ребенка. 

Цели

Оказание психолого-педагогической поддержки через организацию творческого детско-родительского сообщества семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями  (ОВЗ и инвалидностью) дошкольного и младшего школьного возраста, проживающих на территории города Когалыма. 

Задачи

  1. Информирование широкой общественности города Когалым об особенностях взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями и пропаганда инклюзивного взаимодействия на базе творческого клуба через информационное обеспечение реализации проекта
  2. Проведение для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью тренингов с  использованием техник арт-терапии в формате семейного клуба
  3. Организация итоговой и промежуточной выставок работ семей-участников для широкой общественности города на площадке партнеров  проекта МБУ Музейно-выставочный центр и МАДОУ “Сказка”
  4. Организация в городе Когалыме для оказания методической и обучающей помощи родителям, воспитывающим особенных детей, пространства   “Школы родителя особого ребенка”  в формате семейного клуба проекта “СОтвори”

Команда

Обратная связь проекта: 0


Войдите, чтобы оставить комментарий


Похожие проекты

Творческий клуб для семей с детьми участников СВО «Просто рядом»

Реализуется
1

Оценка обновлена:

30.11.2025

Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
Нижневартовск
857 972 руб.
Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2025)
Логотип
АНО МЦП ЛЮБАВА
Анастасия П.
Татьяна С.
Елена Ф.

Время быть вместе

Реализуется
1

Оценка обновлена:

30.11.2025

Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
Нижневартовск
761 110 руб.
Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2025)
РОО ХМАО-ЮГРЫ СОВЕТ ОТЦОВ

Заодно

Реализуется
1

Оценка обновлена:

30.11.2025

Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
Нижневартовск
787 788 руб.
Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2025)
ЧУ ДОО ДС ВЕТОЧКИ

Югорская мозаика - интеграция деструктивного поведения в творчество

Реализуется
1

Оценка обновлена:

30.11.2025

Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
Нягань
1 877 700 руб.
Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2025)
АНО ЛАЗЕРКРАФТ86
Александр Г.
Юлия Г.
Ольга С.
`