Ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра #Новый Шаг#
Проект не получил поддержку
Сроки реализации
01.07.2025 - 31.12.2026
Источник финансирования
Фонд президентских грантов (Второй конкурс 2025)
Подробнее
География проекта
Целевые аудитории
Общая сумма расходов на реализацию проекта
2 816 899 руб.
Размер гранта
1 655 795 руб.
Cофинансирование
1 161 104 руб.
Проект реализует:
Целевые аудитории
Дети с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, проживающие в семьях
родители, воспитывающие детей с РАС и другими ментальными нарушениями
Педагоги и специалисты (5 педагогов-психологов, 2 тьютора,3 учителя-дефеколога), повысившие свои компетенции в области работы со специализированным оборудованием
Описание проекта
Проект "Ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра #Новый Шаг#" – это продолжение одноименного проекта от команды АНО "Открытая среда" и педагогов муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средней общеобразовательной школы №4 г. Советский". Проект получил финансовую поддержку фонда президентских грантов в марте 2023 году в размере 496 тысяч рублей на обучение и подготовку специалистов и педагогов в области Прикладного Анализа Поведения (АВА-терапии) для реализации инклюзивной модели обучения детей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, через функционирование ресурсного класса на базе муниципального автономного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Советский" ( https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=5a54471e-a21c-4653-b1a0-1f94632b9273). Это был первый шаг в решении проблемы отсутствия обученных специалистов и педагогов методикам прикладного анализа. Сейчас у нас есть обученные педагоги (https://vk.com/wall-216467207_72) и специалисты (https://vk.com/wall-216467207_68). Следующий "новый" шаг это создание универсальной материально- технической среды, учитывая проблемы и дефициты именно этой категории детей. В рамках продолжения проекта для 37 детей с РАС и другими ментальными нарушениями планируется улучшить среду и оборудовать ресурсный класс для проведения индивидуальных и групповых занятий для детей с ментальными нарушениями. Ресурсный класс будет оснащен специальным оборудованием, которое позволит полностью обустроить рабочее место специалиста, работающего с детьми с РАС и другими метальными нарушениями, а также выделить необходимые зоны (зона для индивидуальной работы, групповой, сенсорная зона и рабочая зона педагога). Комплект оборудования состоит из оптимального набора мебели, дидактических материалов и мультимедийной техники с предметным программным обеспечением, что позволит эффективно вести коррекционно- образовательный процесс для детей с ментальными нарушениями. В рамках проекта для 37 детей с РАС и другими ментальными нарушениями будут проведены занятия по трем направлениям, которые являются их основными дефицитами: развитие навыков коммуникации, навыков игровой деятельности и физическое развитие. Скорректировав данный дефицит, можно существенно повысить шансы ребенка на дальнейшее успешное обучение.
Обоснование социальной значимости
В Cоветском районе численность населения на 2024 год составляет 472311 человек, из которых 9065 детей, из них с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и различными ментальными нарушениями 801 человек, из которых 18 детей имеют официальный медицинский диагноз: Аутизм, также называемый расстройством аутистического спектра, – это разнообразная группа патологических состояний, обусловленных особенностями развития головного мозга. Еще 10 лет назад дети с РАС регистрировались в одном случае на тысячу, по данным статистики ВОЗ, сегодня в мире 1 из 160 детей страдает РАС. Доля ментальных нарушений в структуре детской инвалидности превалирующая, а прирост вновь установленных диагнозов по РАС составляет 15% в год ( данные ВОЗ). Актуальность работы с детьми с РАС является несомненной ввиду высокой распространенности, количество детей с диагностированным РАС и другими метальными нарушениями в Советском районе ежегодно увеличивается: 2022 год- 13 человек, 2023 -16 человек, 2024- 18 человек (данные предоставлены территориальной психолого-медико-педагогической комиссией Советского района). В силу специфики диагноза, детям с расстройством аутистического спектра требуется специализированная помощь, отличающаяся от психолого-педагогической поддержки, оказываемой детям с ограниченными возможностями здоровья, а также специальная среда. Специалисты, работающие с данной категорией детей, должны обладать определенными компетенциями (знанием практик с доказанной эффективностью). В 2022 году в АНО "Открытая среда" обратились педагоги МБОУ СОШ №4 г. Советский с проблемой, что в школе обучается 141 ребенок с ограниченным возможностями здоровья из которых 8 детей с расстройством аутистического спектра и 29 детей с другими ментальными нарушениями, а педагоги не владеют методикой прикладного анализа, данная проблема была успешно решена при поддержке фонда президентских грантов 496 тысяч было получено на обучение специалистов и педагогов. Но на сегодняшний день в школе не организовано рабочее место для педагогов и педагогов работающих с детьми с РАС и другими ментальными нарушениями, а самое главное для детей не организовано специальное пространство, что очень важно. КАЖДЫЙ ребенок ДОСТОИН создания условий и среды, которая максимально способствовала бы развитию его способностей и учитывала его трудности. Правильно организованная предметно пространственная среда дает ребенку с РАС возможность лучше усвоить социальные функции различных предметов. Завершить проект планируется проведением «II Фестивалем инклюзивных практик», как формата тиражирования положительного опыта с детьми с ОВЗ и внедрения в образовательный процесс обучающихся с расстройством аутистического спектра и других ментальных нарушений специализированного оборудования . Фестиваль будет включать в себя проведение обучающего семинара, мастер-класса для педагогов и родителей, практические тренинги для родителей, открытых уроков и коррекционно-развивающих занятий.
Цели
Улучшить качество образования обучающихся ресурсного класса путем коррекции основных коммуникационных дефицитов и расширения материально-технической базы для создания учебной среды на занятиях с детьми с РАС
Задачи
Создать условия для улучшения предметной пространственной среды для детей с РАС и другими ментальными нарушениями
Расширить информированность общества о реализации проекта "Ресурсный класс для детей с расстройствами аутистического спектра#Новый Шаг#"для погружения в проблему людей с РАС
Сформировать у 37 детей с РАС и другими ментальными нарушениями навыки коммуникации, игровой деятельности и физического развития
Осуществить анализ результативности работы в рамках реализации проекта "Ресурсный класс для детей с расстройствами аутистического спектра#Новый Шаг#"
Обеспечить трансляцию опыта по работе со специализированным оборудованием для педагогов и родителей, столкнувшихся с проблемой РАС и другими ментальными нарушениями.
Расширить информированность общества о реализации проекта "Ресурсный класс для детей с расстройствами аутистического спектра#Новый Шаг#"для погружения в проблему людей с РАС
Сформировать у 37 детей с РАС и другими ментальными нарушениями навыки коммуникации, игровой деятельности и физического развития
Осуществить анализ результативности работы в рамках реализации проекта "Ресурсный класс для детей с расстройствами аутистического спектра#Новый Шаг#"
Обеспечить трансляцию опыта по работе со специализированным оборудованием для педагогов и родителей, столкнувшихся с проблемой РАС и другими ментальными нарушениями.