Общественная инспекция Нижневартовского района

0

Оценка обновлена:

30.11.2025

Подробнее
География проекта
Целевые аудитории
Общая сумма расходов на реализацию проекта
571 355 руб.
Размер гранта
121 355 руб.
Cофинансирование
450 000 руб.

Проект реализует:

География проекта

Населенные пункты, расположенные на территории Нижневартовского района

Целевые аудитории

Потребители товаров и услуг, проживающие на территории Нижневартовского района

Описание проекта

В настоящее время в Российской Федерации действует Стратегия государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года №1837-р., которая определяет необходимость совершенствования системы защиты прав потребителей в том числе за счет развития Общественного контроля. 26.06.2019 году на заседании Общественного совета Нижневартовского района была создана общественная инспекция Нижневартовского района по выявлению и пресечению незаконного оборота промышленной продукции на потребительском рынке района при Региональной общественной организацией Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Общество защиты прав потребителей «Альянс». 

Руководителем инспекции назначен президент Региональной общественной организации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Общество защиты прав потребителей «Альянс» Спасибин Андрей Александрович. В состав инспекции вошли представители общественных организаций с учетом охвата всех городских и сельских поселений района.

 Целью создания инспекции является, осуществление общественного контроля со стороны общественности за соблюдением требований законодательства в области защиты прав потребителей в предприятиях розничной торговли, а также контроль за реализацией качественной продукции в объектах потребительского рынка. 

В 2023 году представителями Инспекции неоднократно проводились профилактические рейдовые мероприятия в объектах потребительского рынка района по соблюдению хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории района, требований: постановления Правительства РФ от 31 мая 2021 года № 841 «Об утверждении Правил маркировки упакованной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в отношении упакованной воды»; постановления Правительства РФ от 15 декабря 2020 года № 2099 «Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции». 

Рейдовыми мероприятиями были охвачены все объекты потребительского рынка в населенных пунктах района, в которых реализуется упакованная вода и молочная продукция. По результатам мероприятий субъектам, осуществляющим оборот молочной продукции и упакованной воды, были вручены памятки о недопустимости нарушений требований федерального законодательства. Так же в 2023 году проводились рейдовые мероприятия по соблюдению требований Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.06.2016 № 46-оз «О регулировании отдельных вопросов в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

 Мероприятиями было охвачено 30 объектов потребительского рынка района, в рамках которых субъектам, осуществляющим оборот алкогольной продукции, вручены памятки о недопустимости нарушений требований действующего законодательства. 

В 2024 году проведены рейдовые мероприятия в населенных пунктах района, совместно с сотрудниками межмуниципального отдела МВД России «Нижневартовский» и представителями общественной инспекции по выявлению и пресечению незаконного оборота промышленной продукции на потребительском рынке района, по соблюдению субъектами предпринимательства, осуществляющими деятельность на территории района, требований действующего законодательства, при реализации алкогольной продукции, а также реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации: пива и слабоалкогольных напитков (33 субъекта), молочной продукции (8 субъектов), упакованной воды (8 субъектов), табачной продукции (8 субъекта), товаров легкой промышленности (8 субъектов). 

По выявленным нарушениям информация для принятия меры в рамках имеющихся полномочий направлена в Территориальный отдел Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО–Югре, в городе Нижневартовске, Нижневартовском районе и городе Мегионе и Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 6 по ХМАО-Югре. 

Проведен профилактический рейд по направлению автодороги Нижневартовск-Радужный и в районе Самотлорского месторождения нефти, по соблюдению двумя хозяйствующими субъектами схемы размещения нестационарных торговых объектов на межселенной территории района. Нарушения не выявлены.

Обоснование социальной значимости

Социальная значимость общественного контроля проявляется в положительном влиянии на все стороны жизни общества в районе:

Повышение правовой грамотности и самозащиты населения. Активные общественные проверки, освещение их результатов в СМИ и социальных сетях учат потребителей их правам. Люди начинают знать, что можно требовать чек, возвращать некачественный товар, не платить за навязанную услугу. Это формирует культуру потребления.

Укрепление доверия между потребителями и бизнесом. Добросовестные предприниматели заинтересованы в том, чтобы недобросовестные конкуренты не портили репутацию всего рынка. Общественный контроль, выявляя и «отсекая» нарушителей, создает более здоровую конкурентную среду и способствует росту доверия к легальному бизнесу.

Снижение социальной напряженности. Нарушения прав потребителей (обвес, обсчет, продажа просрочки) — это ежедневный стресс для граждан. Накопление таких негативных переживаний ведет к росту недоверия к власти и бизнесу. Общественный контроль дает гражданам инструмент для разрешения этих конфликтов, снижая уровень бытовой фрустрации.

Защита наиболее уязвимых групп населения. Пенсионеры, малообеспеченные семьи, люди с ограниченными возможностями здоровья часто не могут сами защитить свои права. Общественные организации могут целенаправленно заниматься защитой их интересов, проводя рейды по социально значимым товарам (лекарства, продукты первой необходимости) и проверяя доступность среды для маломобильных групп.

Содействие улучшению городской и поселковой среды. Контроль может выходить за рамки просто качества товара и распространяться на соблюдение санитарных норм в магазинах и на рынках, чистоту прилегающих территорий, законность размещения торговых объектов. Это напрямую влияет на качество жизни в населенных пунктах района.

Формирование активной гражданской позиции. Общественный контроль — это школа гражданского общества. Жители, участвуя в таких проектах, видят, что их действия приносят реальный, осязаемый результат (непродажа просрочки в конкретном магазине, появление весов для контроля покупателя и т.д.). Это мотивирует их на дальнейшую общественную деятельность

Цели

Профилактика нарушений и Защита прав потребителей на территории Нижневартовского района за счет проведения общественного контроля на потребительском рынке силами постоянно действующей инспекции.

Задачи

Повышение правовой грамотности и самозащиты населения. Активные общественные проверки, освещение их результатов в СМИ и социальных сетях учат потребителей их правам. Люди начинают знать, что можно требовать чек, возвращать некачественный товар, не платить за навязанную услугу. Это формирует культуру потребления. Укрепление доверия между потребителями и бизнесом. Добросовестные предприниматели заинтересованы в том, чтобы недобросовестные конкуренты не портили репутацию всего рынка. Общественный контроль, выявляя и «отсекая» нарушителей, создает более здоровую конкурентную среду и способствует росту доверия к легальному бизнесу. Снижение социальной напряженности. Нарушения прав потребителей (обвес, обсчет, продажа просрочки) — это ежедневный стресс для граждан. Накопление таких негативных переживаний ведет к росту недоверия к власти и бизнесу. Общественный контроль дает гражданам инструмент для разрешения этих конфликтов, снижая уровень бытовой фрустрации. Защита наиболее уязвимых групп населения. Пенсионеры, малообеспеченные семьи, люди с ограниченными возможностями здоровья часто не могут сами защитить свои права. Общественные организации могут целенаправленно заниматься защитой их интересов, проводя рейды по социально значимым товарам (лекарства, продукты первой необходимости) и проверяя доступность среды для маломобильных групп. Содействие улучшению городской и поселковой среды. Контроль может выходить за рамки просто качества товара и распространяться на соблюдение санитарных норм в магазинах и на рынках, чистоту прилегающих территорий, законность размещения торговых объектов. Это напрямую влияет на качество жизни в населенных пунктах района. Формирование активной гражданской позиции. Общественный контроль — это школа гражданского общества. Жители, участвуя в таких проектах, видят, что их действия приносят реальный, осязаемый результат (непродажа просрочки в конкретном магазине, появление весов для контроля покупателя и т.д.). Это мотивирует их на дальнейшую общественную деятельность

Команда

Обратная связь проекта: 0


Войдите, чтобы оставить комментарий


`