Обновленный школьный двор-время перемен
География проекта
Целевые аудитории
Описание проекта
Северные города - это особые города, которые по возрасту, если сравнивать с городами европейской части очень молоды, но проходят свой путь эволюции. В рамках федерального проекта Российской Федерации «Формирование городской комфортной среды" за последнее время многое сделано в городах нашего округа, в том числе и в Нягани.
Школьный двор – это визитная карточка школы. Внешний вид школы и окружающая ее территория имеют большое значение. Ведь именно здесь учащиеся проводят большую часть времени. Это и спортивные занятия, и отдых во время перемен, и проведение различных мероприятий.
МАОУ города Нягани «СОШ №6» им. А.И. Гордиенко является одной из крупнейших школ города, которая находится в центральном микрорайоне, в настоящее время в ней обучается 1458 учащихся В 2023 году она отпраздновала свой юбилей - 35 лет. За это время сделано немало для оформления пришкольной территории силами учащихся, родителей, педагогов, но проблема благоустройства и озеленения остается актуальной и сегодня.
В 2020 году на базе школы были организованы занятия для заинтересованных ребят по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный эколог». Воспитанники кружка изучили историю пришкольного участка, виды растений, научились выращивать цветочную рассаду. Затем детей заинтересовал вопрос изменения пришкольного участка, как части комфортной и образовательной среды. Общаясь на занятиях, ребята пришли к выводу, что школьный двор не отвечает современным требованиям благоустройства и организации комфортного пространства для внеурочной деятельности, отдыха, общения. Возникла идея составить проект по изменению школьного двора.
Участники кружка «Юный эколог» в феврале 2022 года провели опрос учащихся, педагогов, родителей о целесообразности улучшения дизайна и ландшафтной архитектуры пришкольной территории. По итогам опроса респондентов, школьный двор не отвечает современным критериям благоустройства, комфортного пространства для досуга, отдыха, внеурочной деятельности. В опросе участвовало 200 респондентов, 50% которых считают необходимым изменения облика школьного участка, 72 % готовы лично участвовать в благоустройстве.
Данная проблема оказалась актуальной для участников образовательного учреждения, а также и жителей прилегающего 2 микрорайона, где отсутствуют рекреационные зоны. По результатам опроса был разработан план благоустройства пришкольной территории. Должны появиться – скамейки, урны для мусора, тренажеры, беседки цветочные клумбы, арт-объект «Я люблю школу № 6». Определились с видами работ: это озеленение, посадка деревьев, их защита, подготовка цветочной рассады, изготовление этикеток для видов растений, произрастающих на территории. Созданный план потребовал финансовых затрат. Решили принять участие в грантовой поддержке.
В 2022-2023 учебном году с разработанным планом по благоустройству стали победителями в Конкурсе на предоставление грантов Губернатора ХМАО-Югры, а также победителем 8 гранатового конкурса социальных инвестиций «Формула хороших дел» компании СИБУР. Общая сумма двух грантов составила 1 085 704 рублей. Мы активно включились в работу. В 2023 году проект успешно реализован.
Мероприятия, которые были запланированы и проведены в рамках реализации проекта в 2023 году.
1. Приобретены элементы для благоустройства территории. Установили 14 скамеек, 8 урн, новые вазоны для цветов. Появился замечательный арт-объект, сердце «Школа 6 им.А.И.Гордиенко». . Школьный двор действительно преобразился!!!!
2. Прошло озеленение пришкольного участка.
Высажено более 11 видов новых растений: это лапчатка розовая, спирея японская, пузыреплодник калинолистный, дерен белый и др.
В июне проведена акция «Сад Памяти», в которой учащиеся школы вместе с родителями высадили более 20 растений (сирень, лиственница, кедр и др.).Каждое дерево — символ памяти и благодарности мирных поколений. героям Великой Отечественной войны и участникам Специальной военной операции.
3. Проведена паспортизация произрастающих на пришкольном участке растений. Изготовлено и установлено более 30 видовых этикеток, для растений нашего участка. Осенью провели образовательные экскурсии по пришкольному участку для первых классов и 6 классов( 150 учащихся). Ребята познакомились с историей пришкольного участка и с видовым разнообразием растений нашего региона.
4.Организовали и провели 6 практико-ориентированных мастер-классов по выращиванию и уходу за цветочной рассадой для озеленения пришкольной территории. Для проведения мастер-классов пригласили индивидуальных предпринимателей города, которые работают в данном направлении. Организаторы мероприятий: учителя -биологии, индивидуальные предприниматели города, ребята старших классов. Приобрели практические навыки посадки цветочной рассады, подготовки грунта, узнали особенности жизнедеятельности растений более 80 учащихся 5-10 классов.
В июне прошли мероприятия по высадке цветочной рассады на пришкольном участке, оформление цветочных клумб. Учащиеся школы посадили на территории школы, выращенные своими руками цветочную рассаду, более 1000 растений.
Часть выращенной цветочной рассады передаем ежегодно для озеленения в рамках благотворительной акции Соборному Храму святителя Алексия Московского,а также ветеранам педагогического труда для личных подсобных участков.
5. Проведена встреча с представителями МКУ г. Нягани «Управление городского хозяйства» с темой планирования благоустройства городских территорий, о работах по озеленению города. Специалисты рассказали о том, как проводится отбор растений для озеленения, как выбирается дизайн клумб, заказ посадочного материала. Учащиеся должны знать об этом и понимать , сколько труда вкладывается в благоустройство городских территорий. Затронули вопрос профориентации.
6. Учащиеся школьного кружка " Юный эколог" встретились с представителями департамента лесного хозяйства ХМАО-Югры Территориальное управление Няганское лесничество. Познакомились с растениями, произрастающими на пришкольной территории, узнали распространенные виды растений в ХМАО-Югре в беседе с работниками лесхоза, особенностями и спецификой их работы.
7. О ходе реализации нашего проекта рассказывали в в социальных сетях, на школьном сайте. Было опубликовано более зо постов, выпущены репортажи на Няганском телевидении.
8. Приняли участие в международных, федеральных, региональных мероприятиях, где поделились своим проектом и его результатами.
В сентябре 2023 в г.Ханты-Мансийске мы стали победителями в окружного конкурса социально значимых экологических проектов школьников. Мы лучший школьный проект в регионе.
Участвуя во Всероссийском конкурсе детских и молодѐжных проектов «Планета-наше достояние» в г.Москва , стали победителями заочного тура и призерами очного тура в номинации «Молодѐжный эко-проект: сделаем мир вокруг нас лучше» ,
На Открытом форуме активистов экологического просвещения # ЭКОвдвижении в гЮгорске в октябре 2023 года стали призерами в баттле " МойЭкопроект" , организованного в рамках " Международной экологической XX юбилейной акции " Спасти и сохранить"
Международная экологическая Премия «ЭкоМир2023» является общественной наградой за выдающиеся достижения в охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности наш проект получил Диплом от Российской Академии Естественных наук в г. Москва в январе 2024 года.
Победители в Международной Премии #МЫВМЕСТЕ, 2024 год с данным проектом в номинации «Страна возможностей», г.Ханты-Мансийск на региональном уровне. Премия направлена на признание и поддержку проектов, которые помогают людям и улучшают качество жизни как в России, так и во всём мире.
Победителями заочного этапа всероссийского конкурса обучающихся "Мой вклад в величие России" , 2025, г.Москва. Конкурс внесен в перечень мероприятий рекомендуемых к участию Минпросвещения России на 2025-2026 учебный год.
9. В декабре 2023 года провели анкетирование по результатам реализации проекта. В нем приняло участие 128 человек. Практически все респонденты отмечают изменения на пришкольной территории. 91 % считают, что школьный участок стал частью комфортной городской среды. Понравились скамейки, вазоны, арт-объект, видовые этикетки. Более 50% респондентов лично участвовали в реализации проекта. 89% считают, что такие проекты важны и они оказывают роль в экологическом воспитании.
Все поставленные задачи социального практико-ориентированного проекта выполнены.
Благополучателями от реализации проекта стали: 1500 учащихся, больше ста работников образовательной организации, около 3000 родителей, жителей разных социальных групп прилегающего микрорайона. В образовательном учреждении формируется пришкольный участок, как территория экологического воспитания, площадка для реализации внеурочной деятельности.
Реализация данного проекта расширила горизонты нашей деятельности. Мы стали говорить о проекте на разных площадках, где принимали участие, перенимать опыт других людей, знакомиться с новыми интересными людьми, которые принимают активное участие в волонтерской деятельности, охране окружающей среды и других социальных проектах. Мы уверены, что такого типа проекты очень важны, так как они привлекает внимание учащихся и их родителей к экологическим проблемам, повышают активность населения, делают мир лучше.
Проект может быть использован в практике образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования г.Нягани, ХМАО-Югры, другими регионами нашей страны, как пример организации проектной деятельности по благоустройству пришкольной территории, охране окружающей среды, сохранения биоразнообразия, а также развития социальной активности детей.
Проект получил свое развитие.
В 2023 году наша школа вошла в реестр и стала членом Сети детских ботанических садов Российской Федерации , деятельность которых направлена на развитие исследований и разработка методических рекомендаций в области интродукции и акклиматизации растений, увеличение разнообразия растительных ресурсов, сохранения генофонда природной и культурной флоры; составление сводного каталога коллекционных фондов.
В 2025 году реализован проект "Технология QR-кодов в учете биоразнообразия растений пришкольного участка и популяризации знаний о них". Были изготовлены QR-коды на видовые этикетки произрастающих растений, для получения быстрой информации.
Определены дальнейшие направления развития проекта.
1.Привлечение школьников к вопросам растениеводства, сохранения биоразнообразия Югры.
2.Увеличение видового разнообразия растений пришкольной территории, расширения коллекции растений.
3.Разработка маршрута по пришкольному участку с рассказом о видовых растениях округа для учащихся школы, гостей, родителей.
4.Продолжить формирование интереса у учащихся к практической деятельности по выращиванию растений.
5. Создание на территории скульптур животных красной книги Югры, РФ.
Обоснование социальной значимости
Школьный двор – это визитная карточка любого образовательного учреждения. Как театр начинается с гардероба, так и школа со школьного двора. МАОУ города Нягани «СОШ №6» им. А.И. Гордиенко является одной из крупнейших школ города, которая находится в центральном микрорайоне. В настоящее время в ней обучается 1458 учащихся. Пришкольный участок занимает по площади более 1,2 га. В 2023 году МАОУ г. Нягани СОШ №6 им. А.И.Гордиенко исполнилось 35 лет!,
За это время сделано немало для оформления пришкольной территории силами учащихся, родителей, педагогов, но проблема благоустройства и озеленения остается актуальной и сегодня, несмотря на современные тенденции , которые направлены как на поддержку человека, так и на улучшение состояния окружающей среды. В рамках национального проекта «Формирование комфортной городской среды" на 2018 — 2022 год (Приказ Минстроя России от 06.04.2017 № 691/пр) во многих городах России, городах Ханты - Мансийского автономного округа - Югры и в частности в г. Нягани сделано уже немало по созданию комфортной среды, которая оказывает благотворное влияние на эмоциональное, психологическое, физическое здоровье жителей, повышение их качества жизни.
Авторы проекта, участники школьного кружка " Юный эколог", изучив историю пришкольного участка, виды растений, считают, что школьный двор требует изменений, так как он является не только местом активного отдыха, но и зоной образовательной и экологической деятельности.
В феврале 2022 года ребята провели опрос учащихся, педагогов, родителей о целесообразности улучшения дизайна и ландшафтной архитектуры пришкольной территории. В данном опросе участвовало около 200 респондентов. По итогам опроса респондентов, школьный двор не отвечает современным критериям благоустройства, комфортного пространства для досуга, отдыха, внеурочной деятельности. 50% опрошенных считают необходимым изменения облика школьного участка,72 % готовы лично участвовать в благоустройстве .
Вывод: данная проблема является актуальной. В опросе респонденты указали, что она является актуальной не только для обучающихся школы, но и для города в целом, а именно для жителей прилегающего 2 микрорайона, где отсутствуют зоны для комфортного отдыха. При целенаправленной работе, участок может стать не только зоной досуга и проведения свободного времени, но и средством образовательной деятельности, формирования экологической культуры и грамотности.
В результате реализации проекта, учащиеся приобретут навыки трудовой деятельности, бережного отношения к видовому разнообразию Югры, получат знания о закономерностях развития окружающего мира. Школьный двор станет местом для проведения многих торжественных, внеурочных, исследовательских, экскурсионных занятий. Данный проект позволит сформировать определенные положительные качества у многих поколений школьников нашей школы, и окажет благотворное влияние на будущее Югры и России.
Цели
Цель проекта: Улучшение существующего ландшафтного дизайна школьного двора, и использовании его как средства образовательной деятельности и экологического воспитания.
Задачи
Задачи проекта:
1. Провести мероприятия образовательной и экологической направленности.
2. Повысить интерес учащихся к социально-значимой деятельности по преобразованию окружающей среды.
3. Приобрести и установить элементы благоустройства на территории школьного двора.
4. Организовать практико-ориентированные мастер-классы по выращиванию и уходу за цветочной рассадой, посадкой деревьев и кустарников.
5. Провести информационную кампании о мероприятиях по реализации проекта.