Интеллектуальные игры - альтернатива гаджетам

Проект не получил поддержку
0.3

Оценка обновлена:

30.11.2025

Сроки реализации 01.09.2025 - 30.04.2026
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Второй конкурс 2025)
Подробнее
География проекта
Целевые аудитории
Общая сумма расходов на реализацию проекта
570 463 руб.
Размер гранта
499 463 руб.
Cофинансирование
71 000 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

Дети 7–14 лет Сургута и Сургутского района (в онлайне при поступлении заявок со всей территории РФ), проводящие большую часть свободного времени в гаджетах и нуждающиеся в интеллектуальном досуге

Описание проекта

Интеллектуальные игры, такие как шахматы и шашки, являются эффективной альтернативой гаджетам. Они не только развивают умственные способности, но и способствуют социализации, эмоциональному развитию и улучшению психического здоровья детей. Внедрение этих игр в повседневную жизнь поможет создать более сбалансированное и здоровое окружение для подрастающего поколения.Они способствуют развитию множества навыков и обладают рядом преимуществ:1.Развитие когнитивных функций2.Улучшают память и внимание.3.Способствуют развитию логического и стратегического мышления.4. Учат контролировать эмоции, принимать поражения и радоваться победам.5. Способствуют развитию терпения и настойчивости.6. Позволяют проводить время с пользой, уменьшая зависимость от гаджетов.7. Создают возможность для офлайн-взаимодействия с друзьями и семьей.Проблема не сводится к «зависимости от экранов» - это системный кризис, затрагивающий физическое, психическое и социальное здоровье поколения. Проект направлен не на запрет технологий, а на их трансформацию в инструмент развития, что соответствует запросу общества и актуальным научным данным. Наша основная задача в проекте это создание гибридной (онлайн + офлайн) среды интеллектуальных игр. Игры могут быть как индивидуальными, так и командными, что способствует взаимодействию и коммуникации.Проблема чрезмерного использования гаджетов — это системный кризис, затрагивающий физическое, психическое и социальное здоровье. Проект направлен не только на отвлечение детей от гаджетов, но и на трансформацию технологий в инструменты развития, что соответствует запросам общества. Положительная практика «Цифрового детокса» в Сургуте (2022) показала, что после недели ограничения гаджетов у 89% детей улучшилось настроение, а 67% нашли новое офлайн-увлечение (приложено исследование в п.8.1.)

Обоснование социальной значимости

Чрезмерное использование гаджетов ведет к поверхностному восприятию информации и снижению когнитивных функций. Исследования Pew Research Center (2020) показало, что 70% подростков испытывают трудности с концентрацией на учебе из-за постоянных уведомлений и необходимости переключаться между различными задачами. А в ходе исследования Microsoft (2015) было установлено, что средняя продолжительность концентрации внимания у человека снизилась с 12 до 8 секунд за последние 15 лет. Исследование Университета Глазго (2019) же показало, что у детей, использующих гаджеты, наблюдается значительное сокращение времени концентрации, что связано с частыми отвлечениями от уведомлений и переключениями между приложениями. В среднем, дети могут сосредоточиться на задаче не более 8-10 минут без перерывов.Пассивный просмотр развлекательного контента (тикток-ролики, мемы) не требует анализа, что тормозит развитие навыков решения задач. А алгоритмы соцсетей формируют «пузырь» однотипного контента, ограничивая творческое мышление. Дети, проводящие более 4 часов в день в соцсетях, на 30% хуже справляются с тестами на логику (данные исследования «Цифровое поколение», 2022 (приложено исследование в п.8.1.)) . К тому же бесконтрольное потребление коротких роликов перестраивает мозг ребенка, делая его зависимым от «дешевого» дофамина, а это истощают нервную систему, приводя к раздражительности, апатии или тревожности (подтверждение).Гаджеты становятся источником хронического стресса и социальной изоляции. По данным ВОЗ (2023), у 40% подростков, злоупотребляющих гаджетами, наблюдаются симптомы тревожности из-за страха пропустить обновления. Виртуальное общение заменяет живое, что затрудняет развитие эмоционального интеллекта. 27% детей 7–14 лет сталкивались с травлей в сети, что провоцирует неврозы и замкнутость (данные фонда «Безопасный интернет»). Опрос родителей Сургута и Сургутского района показал, что 65 % детей стали реже делиться переживаниями с близкими, предпочитая анонимные чаты.По данным исследования института образования ВШЭ в 2023 году 70% родителей отмечают, что гаджеты мешают детям готовиться к урокам и заниматься хобби.Также это отражается на физическом здоровье, например у 35% детей, проводящих более 5 часов в день с гаджетами, диагностируется «синдром сухого глаза» и прогрессирующая близорукость (исследование НИИ офтальмологии, 2023). Синий свет экранов подавляет выработку мелатонина, что приводит к бессоннице и хронической усталости (подтверждение). Исходя из опроса родителей, 58 % детей Сургута и Сургутского района имеют нарушения осанки, связанные с длительным использованием смартфонов.Сегодня происходит подмена реальных социальных связей виртуальными. Дети теряют способность вести диалог, читать невербальные сигналы, работать в команде, что подтверждено опросом "Опрос о влиянии виртуального общения" 61% подростков признаются, что чувствуют себя одинокими даже при активной переписке в мессенджерах (исследование «Лаборатории Касперского», 2023). На школьных мероприятиях 72 % детей предпочитают сидеть в телефонах, вместо участия в играх (официальные данные о поведении детей на школьных мероприятиях). При этом доступные формы интересного и интеллектуального досуга для детей отсутствуют, что подтверждено исследованием доступных форм досуга. Цель исследования заключалась в том, что бы оценить наличие интересных и интеллектуальных форм досуга для детей в образовательных учреждениях и вне их. Результаты исследования отсутствие разнообразия: 75% родителей отметили, что в школах и детских центрах отсутствуют интересные и интеллектуальные активности, способствующие развитию детей и 80% опрошенных педагогов подтвердили, что в учреждениях не хватает программ, направленных на интеллектуальное развитие и активные игры.Проблема не сводится к «зависимости от экранов» - это системный кризис, затрагивающий физическое, психическое и социальное здоровье поколения. Проект направлен не на запрет технологий, а на их трансформацию в инструмент развития, что соответствует запросу общества и актуальным научным данным. Тем более по данным опроса родителей 85 % желают, чтобы их дети проводили время с пользой, развивали интеллектуальные способности, даже с учетом использования гаджетов – главное перенаправить это время в положительное русло, то есть на «прокачку» мозгов через интеллектуальные онлайн игры.Есть положительная практика - Эксперимент «Цифровой детокс» (Сургут, 2022): после недели ограничения гаджетов у 89% детей улучшилось настроение, а 67% нашли новое офлайн-увлечение.

Цели

Снижение негативного влияния гаджетов на развитие не менее 200 детей 7–14 лет Сургута и Сургутского района, проводящих большую часть свободного времени в гаджетах и нуждающихся в интеллектуальном досуге, через создание гибридной (онлайн + офлайн) среды интеллектуальных игр, стимулирующей когнитивные способности и живое взаимодействие.

Задачи

1 задача: Создание гибридной (онлайн + офлайн) среды интеллектуальных игр
2 задача: Развитие интеллектуальных, когнитивных и физических способностей у детей
3 задача: Формирование у детей навыки баланса между цифровым и реальным миром
4 задача: Оценка результатов снижения негативного влияния гаджетов на развитие детей

Обратная связь проекта: 0


Войдите, чтобы оставить комментарий

`