Я учусь жить: путь к самостоятельности

Проект не получил поддержку
0.3

Оценка обновлена:

30.11.2025

Сроки реализации 01.02.2025 - 31.01.2026
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Первый конкурс 2025)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
16 678 097 руб.
Размер гранта
9 256 279 руб.
Cофинансирование
7 421 818 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

Дети школьного возраста, подростки и молодые люди с ОВЗ и инвалидностью, в том числе с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями, находящиеся в переходном периоде из детства в подростковую с 9 до 13 лет и взрослую жизнь с 14 лет до 25 лет, проживающие в ХМАО-Югре.

Описание проекта

Проект нацелен на профессиональное сопровождение и поддержку детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, включая тех, кто имеет расстройства аутистического спектра (РАС) и другие ментальные нарушения, в процессе их перехода из детства во взрослую жизнь. Этот этап сопровождается множеством сложностей, связанных с развитием навыков самообслуживания, трудовой деятельности и социальной интеграции.Ежегодно мы усиливаем компетенции благополучателей через четкую методическую и практическую реализацию экосистемы взаимосвязанных направлений работы центра, посредством которых оказываем "бесшовное" сопровождение ребятам и их семьям. В рамках проекта 2024 года мы не только формировали навыки, но и проводили методологические исследования, а также ввели серьезную оценку показателей развития навыков (AFLS). В результате возрос спрос на программу, к которой присоединились дети от 9 лет, что является положительной тенденцией к осознанию важности формирования навыков самостоятельности. В Сургуте более 850 детей (9-13 лет) и 1100 молодых людей (14-25 лет) с ОВЗ и инвалидностью, по ХМАО-Югре показатель более 9000 человек. Уровень их самостоятельности варьируется от низкой до более высокой функциональности.Каждому участнику нового проекта в зависимости от исходного уровня самостоятельности будут оказаны индивидуальные услуги, начиная с глубокой диагностики до реализации индивидуального разработанного маршрута:1. Диагностика и точная оценка навыков по протоколам AFLS по 5 блокам.2. Программа сопровождаемого взросления "Я учусь жить" для старшей и младшей групп: групповые занятия, формирование фундаментальных навыков самостоятельности.3. Занятия в мастерских: первичные трудовые навыки, прикладная деятельность и коммуникация.4. Обучение в коммуникативном клубе на базе театральной студии: тренинги по межличностному общению и эмоциональному интеллекту.5. Индивидуальные и групповые тренинги по карьерному консультированию: формирование мотивации к занятости и финансовой независимости (от 14 лет).Наш опыт показывает, что ключевым звеном в реабилитации человека с ОВЗ являются семьи (значимые взрослые). Их страхи и (не)ресурсное состояние существенно влияют на результаты работы специалистов. Поэтому мы включаем работу с семьями в трёх направлениях:1. Сбор данных через анкетирование и глубинное интервью в рамках диагностики ребенка.2. Проведение онлайн-программы «Я и мой ребенок» для 25 новых родителей проекта, направленной на приобретение навыков развивающего взаимодействия, снижению выгорания, увеличению вовлеченности.3. Онлайн-сопровождение семей для помощи в преодолении трудных жизненных ситуаций с приглашёнными экспертами (медицина, образование, опека, юристы).Одним из ключевых событий проекта станет 4-дневный Семейный инклюзивный лагерь в формате интенсива. В лагере пройдут тренинги и мастер-классы для родителей, игровые и прикладные сессии для детей, а также общие семейные мероприятия под руководством специалистов.

Обоснование социальной значимости

Неготовность к самостоятельной жизни, несформированность базовых навыков: социально-бытовых, коммуникативных, познавательных, физических, навыков посещения общественных мест, у детей, подростков и молодых людей с ОВЗ и инвалидностью, в том числе с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями, находящиеся в переходном периоде из детства в подростковую с 9 до 13 лет и во взрослую жизнь с 14 лет до 25 лет, может привести к их попаданию в будущем либо в психоневрологический интернат, в связи с тем, что родители не справятся с заботами по уходу, либо взрослый опекун уйдет из жизни, в то время как другие родственники будут не готовы взять на себя заботы по обслуживанию человека с инвалидностью.Основная причина неготовности к самостоятельной жизни молодых людей с ОВЗ и инвалидностью по достижению совершеннолетия связана с их заболеваниями и особенностями развития, а также коморбидности нарушений. Это препятствует формированию базовых навыков. Стоить отметить, что развитием навыков самостоятельности занимаются в государственных реабилитационных центрах. Но в профессиональной среде отсутствуют общепринятые стандарты оценки уровня развития навыков самостоятельности, что приводит к субъективным оценкам и неэффективной реабилитации. В течение года мы проводили внутреннюю оценку навыков самостоятельности у получателей услуг центра по протоколам AFLS для стандартизированной оценки и мониторинга, что позволяет объективно оценивать эффективность проводимых реабилитационных мероприятий (услуг по развитию навыков, обеспечивающих самостоятельность) в начале, в середине и в конце маршрута. Результаты работы представлены в Аналитической справке в пункте 8.1 заявки.Вторая причина - это отсутствие у молодых людей мотивации к активным действиям по улучшению качества своей жизни, иждивенческая позиция, нежелание вовлекаться в полезную занятость и труд, в том числе из-за недоверия значимых взрослых. Этому предшествует третья причина - слияние родителей (значимых взрослых) со своими взрослыми детьми, ограничение их в принятии решений, что сильно сдерживает проявление самостоятельности в быту и занятости у ребят - возникает «вторичная инвалидизация». Отсюда вытекает следующая проблема - стремление родителей (значимых взрослых) молодого человека с инвалидностью по достижении ими 18 лет искусственно усугубить проблему, занижая уровень развития его способностей. Происходит это из-за отсутствия компетенций у родителей, в части понимания безбарьерного перехода от детского сопровождения к взрослому, а именно: недостаточная осведомленность по вопросам полового воспитания, получения медицинских услуг до и после 18 лет, опекунства, юридического оформления документов, переосвидетельствования по инвалидности, получения образования, ведения отчетности по расходам опекуна. У значимых взрослых есть страхи на этой почве, вследствие чего возникают стратегии по «вторичной инвалидизации» своих детей с целью спасения себя и семьи. Для минимизации повторения подобных сценариев, мы будем продолжать проводить просветительские и обучающие встречи в рамках сопровождения семей с участием экспертов. Письма поддержки об экспертной помощи от Департамента социального развития, Департамента образования ХМАО, от психоневрологической больницы и от РБОО "Центр лечебной педагогики" в пункте 12 заявки.Также серьезным препятствием является неосознанный выбор деструктивного пути выживания в семье особых детей, вместо развития потенциала своего ребенка по причине того, что находятся в пролонгированной психотравмирующей ситуации. И это, в свою очередь, приводит к снижению вовлеченности и повышению эмоционального выгорания. Эти данные подтверждаются проведенным нами исследованием эмоционального состояния родителей, при поддержке аспиранта Института специального образования и психологии МГПУ Ивана Васильевича Порфирьева. Для оценки была использована методика «Уровень эмоционального выгорания родственников (родительско-детский вариант)», разработанная Национальным медицинским исследовательским центром психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева. Результаты исследования в пункте 8.1, также в данном пункте есть результаты о проделанной работе. Показатели существенные в сравнении до и после терапии. Проблемы мотивации и эмоционального выгорания мы будем решать с помощью привлечения психолога-эксперта Ивана Порфирьева для проведения терапевтических встреч по программе «Я и мой ребёнок», направленных на восполнение эмоциональных ресурсов родителей и формированию готовности к активным действиям.В качестве мотивирующего события в формате интенсива в 2024 году мы проводили Семейный инклюзивный лагерь для ребят и их родителей, и получили высокие оценки. Была собрана и проанализирована обратная связь (в п. 8.1), на основе которой принято решение продолжить проведение лагеря с учетом рекомендаций.В ходе проекта мы вырабатываем эффективную модель: «мотивация родителя» - «просвещение и обучение родителя» - «формирование навыков у человека с ОВЗ».

Цели

Сформировать у подростков и молодых взрослых с ОВЗ и инвалидностью, в том числе с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями, находящиеся в переходном периоде из детства в подростковую с 9 до 14 лет и взрослую жизнь с 14 лет до 25 лет, навыки, обеспечивающие самостоятельность: умение взаимодействовать с социально-бытовой средой, с инфраструктурой населенного пункта, выстраивать коммуникации с другими людьми, ориентироваться в образовательной и профессиональной деятельности, осуществлять прикладную трудовую деятельность, быть занятым и финансово грамотным.
 

Задачи

1. Оценить уровень функциональности участников по показателям развития навыков, используя протокол (AFLS), и разработать индивидуальные маршруты сопровождения для наиболее эффективной работы по формированию навыков, обеспечивающих самостоятельность.
2. Передать детям и молодым взрослым с ОВЗ и инвалидностью навыки, обеспечивающие способность к самостоятельности во взаимодействии с социально-бытовой средой, коммуникации с другими людьми, взаимодействии с инфраструктурой города, в способности к прикладной трудовой деятельности и занятости.
3. Предоставить членам семей (значимым взрослым) детей, подростков и молодых людей с ОВЗ и инвалидностью инструменты для формирования собственного ресурсного состояния, снижения эмоционального выгорания и преодоления трудных жизненных ситуаций, связанных с взрослением детей.
 

Обратная связь проекта: 0


Войдите, чтобы оставить комментарий


Похожие проекты

Программа "Синхро-С" - применение метода биоакустической коррекции головного мозга у детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет, имеющих расстройства ау...

Проект не получил поддержку
0.2

Оценка обновлена:

30.11.2025

Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Советский район
948 184 руб.
Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2025)
АНО ЛУЧ ДОБРА
Екатерина К.
Алина Г.

Край, способный удивлять

Проект не получил поддержку
0.2

Оценка обновлена:

30.11.2025

Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Советский район
1 383 267 руб.
Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2025)
Логотип
АНО СОН ВЕРЬ В СЕБЯ!
Всего сотрудников 4
Наталья А.
Светлана К.
+3

Не только для космонавтов

Проект не получил поддержку
0.2

Оценка обновлена:

30.11.2025

Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Югорск, Советский район
1 375 200 руб.
Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2025)
АНО НАДЕЖДА
Ксения Е.

Психолого-педагогическая коррекция в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Реализуется
1

Оценка обновлена:

30.11.2025

Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Октябрьский район
1 621 259 руб.
Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2025)
АНО ЦСОН ДОБРОТА
Всего сотрудников 2
`