ЭКРАН ВОЗМОЖНОСТЕЙ: использование робота - телеприсутствия для успешной социализации детей-инвалидов и/или детей с ОВЗ, по состоянию здоровья временно...

Проект не получил поддержку
0.3

Оценка обновлена:

30.11.2025

Сроки реализации 01.04.2023 - 31.05.2024
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Первый конкурс 2023)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
4 762 473 руб.
Размер гранта
2 489 899 руб.
Cофинансирование
2 272 574 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. дети города Нягани, в возрасте от 5 лет до 11 лет имеющих статус "ребенок-инвалид", получающие образование на дому
  2. дети города Нягани, в возрасте от 5 лет до 11 лет с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому
  3. семьи города Нягани, воспитывающие детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья возрасте от 5 лет до 11 лет, получающих образование на дому

Описание проекта

С каждым годом в городе Нягань, увеличивается количество детей, имеющих статус ОВЗ и/или ребенок-инвалид. Среди этого числа есть те дети, которые не имеют возможности посещать образовательные организации ежедневно, чаще всего это происходит при наличии у ребёнка хронического заболевания, а также, в случае, когда ребенку необходима операция или длительный реабилитационный период, детей с такими проблемами переводят на домашнее обучение. Домашнее обучение предполагает, что ребенок может иногда посещать ОО, но систематически учиться не в состоянии. Ребенок, который получает образование на дому сталкивается с проблемами: недостаток общения со сверстниками и взрослыми; ограниченная подвижность, нарушение связи с окружающей средой; недостижимости ряда культурных ценностей, образования, нарушается связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. А ведь ребёнок, обучающийся на дому, может быть также способен и одарен, как и его ровесник, не имеющий проблем со здоровьем, но показать свои таланты, сформировать их, доставлять с их помощью полезность социуму ему препятствует неравноправие возможностей. Проект предназначен для решения сложной проблемы социализации детей в возрасте от 5до11 лет, которые получают образование на дому. В рамках реализации проекта в городе Нягань будут созданы эффективные условия для социализации детей, не имеющих возможности систематически посещать детский сад или школу посредством использования в образовательном процессе роботов телеприсутствия. В рамках реализации проекта будет организовано материально-техническое и информационное сопровождение образования с помощью роботов телеприсутсвия, также, будет организована система подготовки педагогов к использованию роботов телеприсутствия на учебных и/или коррекционно-развивающих занятиях. В проекте примут участие не менее 10 детей с "особыми" образовательными потребностями в возрасте от 5 до 11 лет, обучающиеся на дому. Для каждого ребёнка будет разработана индивидуальная программа сопровождения. Каждому из них будет выдан персональный планшет, с помощью которого он сможет подключаться к роботу-телеприсутствия, находящемуся в классе (группе), в контингенте которого состоит ребенок. Робот, в удобное для ребенка время, предоставит возможность перемещаться по заданной территории, вступать в диалоги с другими детьми, может подъехать и рассмотреть интересующий предмет и т.д. Педагогов, подготовят к использованию роботов телеприсутствия на учебных и/или коррекционно-развивающих занятиях посредством курсов повышения квалификации. По мере необходимости роботов педагог будет транспортировать из кабинета в кабинет (в зависимости от программы мероприятий). По результатам реализации проекта не менее 10 детей получат возможность социально адаптироваться в среде своих сверстников и получать полноценные знания, находясь дома или проходя лечение в палате больницы; 10 педагогов получат возможность повышения профессиональных навыков, знаний и компетенции в области основ робототехники.

Обоснование социальной значимости

В России в настоящее время насчитывается более 2 миллионов детей с ОВЗ, из них около 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам и ещё около 500 тыс. имеют иные проблемы со здоровьем, которые не позволяют им регулярно посещать занятия в садах и школах (https://scienceforum.ru/2013/article/2013003849). В 2018 году Фондом "Национальные ресурсы образования" совместно с экспертами Народного фронта был проведен опрос более 700 родителей детей с инвалидностью, по данным результатов которого -26% детей обучаются на дому, а значит исключены из общего процесса социализации (https://nro.center/wp-content/uploads/2020/07/broshjura_dostupnost-obrazovanija-dlja-detej-invalidov_itog.pdf). По данным публичного доклада Комитета образования и науки Администрации города Нягань в 2021 учебном году на базе ОО образование получают 280 детей-инвалидов и/или с ОВЗ: 108 обучаются в школе, из них 16 детей обучаются индивидуально на дому, 2 детей получают образование с применением ДОТ; детский сады посещает 118 детей с ОВЗ и 54 ребенка-инвалида, из них 2 обучаются индивидуально на дому. В мае 2022 специалисты АНО "СоДействие" провели опрос среди родителей детей с инвалидностью, обучающихся на дому, цель опроса: определить каких условий не хватает ребенку для получения качественного образования. Результаты опроса определили, что 5 (28%) из 18 родителей положительно оценивают возможность обучения на дому, считают, что совместное обучение навредит детям, 3 (16%) семьи считают, что детям нет необходимости получать образование на дому, будет лучше, если ребенок самостоятельно или при помощи других лиц будет посещать школу наравне с другими детьми, и 10 (55%) семей считают, что детям, которые не могут выходить за пределы палаты или собственной комнаты из-за состояния здоровья, обучение на дому является единственно возможным, а значит важным вариантом, но при этом необходима возможность общаться с другими детьми, иначе дети замыкаются в себе, потому что при надомном обучении практически полностью исключается социализация. К сожалению, физически мы не можем предоставить всем детям свободу перемещения по школьным классам и коридорам, прежде всего из-за особенностей протекающего заболевания у ребенка. Возникает проблема: как участвовать в учебном процессе, не выходя из дома или больницы. Проблема решается с помощью робота телеприсутствия. Ребенок, находясь дома, может подключиться к роботу в школе или детском саду. После этого робот становится его «аватаром», который может присутствовать на уроке, слушать и конспектировать задания, смотреть на опыты на уроках природоведения, отвечать на вопросы преподавателя, выполнять контрольные работы. Письменные работы ученик может фотографировать и сразу же отправлять преподавателю для проверки. Робот размещается в одном из классов (групп) начальной школы. Во время урока (занятия) робот стоит за партой, но по приглашению педагога может «выходить» к доске. Во время перемен такой «аватар» может передвигаться по коридору, подъезжать к друзьям, общаться с ними «глаза в глаза». Возможность настоящего общения поддерживает моральный дух удаленного ученика, он не чувствует себя социально изолированным. Более того, он чувствует себя героем, потому что не все в классе имеют своего "аватара". Робот телеприсутствия отличается от обычной видеосвязи наличием колес, т.е. возможностью передвижения. Это позволяет ученику переезжать из помещения в помещение, менять ракурс, под которым он видит доску и преподавателя, выбирать подходящее место в классе, «смотреть в глаза» ученикам и преподавателю. Управление роботом легко осваивается детьми. Это полное удаленное присутствие, со всеми связанными с ним ощущениями и эмоциями, с передачей сигналов всех органов чувств. Робот, который обеспечивает только телеуправляемую видео и аудио связь, физически передает только звук и видео, но психологически достигается гораздо более сильный эффект – робот позволяет ребенку видеть мимику, жесты, выражение глаз, изменение обстановки, движение людей и ощущать передвижение самого себя. Роботы телеприсутствия по своей цели направлены на повышение уровня социализации обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. В.В. Путин на Заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования, четко обозначил «Наша задача - сформировать по настоящему современную образовательную среду, в том числе для детей с ОВЗ. Необходимо в полной мере использовать преимущества информационных технологий и дистанционного обучения» (http://www.kremlin.ru/events/president/news/51001). Надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью, поэтому, необходимо создать все необходимые условия для успешной социализации детей, вынужденных получать образование на дому. Ведь сегодняшний ребенок-это завтра успешный взрослый.

Цели

  1. создание эффективных условий, обеспечивающих социализацию детей - инвалидов и/или с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 5 до 11 лет, проживающих в городе Нягань, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому , в том числе через использование роботов - телеприсутствия

Задачи

  1. Организовать пространство для обеспечения доступности образовательной среды для использования роботов-телеприсутствия
  2. Обучить специалистов использованию роботов телеприсутствия в процессе учебных, воспитательных и/или коррекционно-развивающих занятий
  3. Реализовать комплексную программу "Успешная социализация", для детей от 5 лет до 11 лет имеющих статус "ребенок с ОВЗ" и/или "ребенок-инвалид", получающих образование на дому, через использование роботов телеприсутствия
  4. Провести общественно - информационную кампанию по распространению опыта использования роботов-телеприсутвия с целью успешной социализации детей, обучающихся на дому. Провести анализ результатов работы в рамках реализации проекта

Обратная связь проекта: 0


Войдите, чтобы оставить комментарий


Похожие проекты

Программа "Синхро-С" - применение метода биоакустической коррекции головного мозга у детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет, имеющих расстройства ау...

Проект не получил поддержку
0.2

Оценка обновлена:

30.11.2025

Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Советский район
948 184 руб.
Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2025)
АНО ЛУЧ ДОБРА
Екатерина К.
Алина Г.

Край, способный удивлять

Проект не получил поддержку
0.2

Оценка обновлена:

30.11.2025

Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Советский район
1 383 267 руб.
Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2025)
Логотип
АНО СОН ВЕРЬ В СЕБЯ!
Всего сотрудников 4
Наталья А.
Светлана К.
+3

Не только для космонавтов

Проект не получил поддержку
0.2

Оценка обновлена:

30.11.2025

Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Югорск, Советский район
1 375 200 руб.
Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2025)
АНО НАДЕЖДА
Ксения Е.

Психолого-педагогическая коррекция в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Реализуется
1

Оценка обновлена:

30.11.2025

Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Октябрьский район
1 621 259 руб.
Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2025)
АНО ЦСОН ДОБРОТА
Всего сотрудников 2
`