" Адаптация и социализация детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"

Реализуется
Источник финансирования Премии Губернатора (Премия Признание 2023)
Подробнее

География проекта

Россия, Ханты-Мансийский автономный округ, Октябрьский район, город Нягань

Целевые аудитории

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС); семьи, воспитывающие детей школьного возраста с расстройствами аутистического спектра; профессиональные сообщества; научная общественность.

Описание проекта

Адаптация и социализация детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) - это проект по созданию специальных условий инклюзивной среды для детей с РАС.
Расстройство аутистического спектра характеризуется нарушениями в  основных областях – коммуникация, социальное взаимодействие. Посещение общеобразовательной школы становится довольно трудной задачей для ребенка, поскольку общение и социальное взаимодействие представляют собой значительную часть жизни в коллективе. Поэтому определение особых образовательных потребностей ребенка с РАС и разработка специального подхода, соответствующего этим потребностям, позволяет социально адаптировать такого ребенка в школе.
Детям с РАС необходимо намного больше времени на адаптацию, на освоение новых принципов, на изучение новых правил, на привыкание к новому месту и людям. Это долгий и постепенный процесс, требующий согласованных действий персонала и близких. 

В ходе проекта  дети с РАС -  ученики ресурсных классов (РК) в общеобразовательной школе получат специальную комплексную поддержку специалистов психологической службы МАОУ г.Нягани “НОШ №9”, обладающих высокими компетенциями в сфере оказания специальной коррекционной помощи. Поддержка будет включать:

 1) функциональную диагностику каждого ребенка для определения основных дефицитов;

 2) разработку и согласование с родителями индивидуальных планов коррекции поведения для  школы и для домашней обстановки с целью оказания максимального уровня поддержки в зависимости от конкретных особенностей;

 3) разработку рекомендаций по сопровождению детей во время обучения, на общешкольных и внеурочных мероприятиях для эффективного включения в среду сверстников с учетом поведенческих особенностей;

 4)супервизии в очном и дистанционном режиме для родителей с целью поддержки реализации планов коррекции в домашней обстановке;

5) дистанционные и очные мероприятия (вебинары,консультации) с целью организации качественного сопровождения детей с РАС вне школы, работы с поведенческими и сенсорными особенностями, а также распространения опыта на широкую аудиторию, в профессиональных сообществах. В городе и в регионе будут организованы мероприятия в рамках информационной кампании "Месяц распространения информации об аутизме". Диссеминация опыта работы на окружной конференции, публикация методических рекомендаций в СМИ.

В рамках проекта запланированы системные комплексные развивающие занятия с детьми с РАС по различным коррекционным направлениям; курсы по повышению квалификации: прохождение 1-го модуля для специалистов по ABA (работа на основе поведенческого анализа), курсы по нейропсихологии.
Благодаря предлагаемому проекту дети с РАС получат комплексную поддержку с использованием прикладного анализа поведения -это снизит частоту и интенсивность сложных поведенческих проявлений, поможет развитию и восстановлению навыков социальной адаптации в детских коллективах, что даст возможность прохождению образовательной программы в стенах общеобразовательного учреждения, а не домашнего обучения. Такого рода социализация даст шанс на дальнейшую полноценную жизнь ребенка с РАС в обществе. Члены семей детей с РАС овладеют эффективными методиками работы с поведением и смогут организовать дополнительную поддержку своим детям в домашней обстановке.

В рамках проекта предусмотрено развитие, обобщение и распространение практик комплексного сопровождения детей с ОВЗ, в том числе с расстройствами аутистического спектра.

Обоснование социальной значимости

По данным мониторинга АУ ДПО «Институт развития образования»  2020 года «Сведения о количестве семей, воспитывающих детей с РАС, получающих комплексную помощь" - количество семей в автономном округе, воспитывающих детей с РАС – 460. (https://iro86.ru/index.php/zhurnaly/metodicheskie-rekomendatsii-posobiya/metodicheskie-rekomendatsii-po-inklyuzivnomu-obrazovaniyu/2020-god1/458-okazanie-kompleksnoj-pomoshchi-detyam-s-rasstrojstvami-autisticheskogo-spektra-i-drugimi-mentalnymi-narusheniyami-pokazateli-po-okazaniyu-kompleksnoj-pomoshchi-detyam-s-rasstrojstvami-autisticheskogo-spektra-i-drugimi-mentalnymi-narusheniyami/file).

По данным ТПМПК г. Нягани, количество рекомендаций по обучению по  адаптированным основным образовательным программам для детей с РАС за последние три года имеет тенденцию к стойкому увеличению. Увеличение количества детей с РАС подтверждает и Аналитическая справка о численности детей с расстройствами аутистического спектра в субъектах Российской Федерации в 2022 году (https://autism-frc.ru/education/monitoring/1509).

 По данным Департамента социального развития ХМАО-Югры: в автономном округе на 1 января 2023 года проживает 1 730 353 человека, из них 60 890 человек с установленной инвалидностью, в том числе 7 466 детей-инвалидов (https://depsr.admhmao.ru/koordinatsionnye-i-soveshchatelnye-organy-/rabochaya-gruppy-po-upravleniyu-sistemoy-kompleksnoy-reabilitatsii-i-abilitatsii-invalidov-v-tom-chi/informatsiya-o-zasedaniyakh/may-2023-god/8887051/otsenka-khmao-yugra-za-2022-god/) . Расстройства аутистического спектра (РАС) относятся к нарушениям с высокой степенью распространения: дети с РАС имеют не только статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и статус ребенка-инвалида. Задачи проекта “ Адаптация и социализация детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) коррелируются с задачами Концепции развития комплексной системы реабилитации, абилитации и комплексного сопровождения инвалидов, детей-инвалидов, в том числе  людей с ментальной инвалидностью, а также ранней помощью и сопровождаемого проживания в ХМАО-Югре на период до 2025 года:  устранение или возможно более полной компенсации ограничений  жизнедеятельности лиц с инвалидностью  с целью социальной адаптации и полноценной интеграции в общество с учетом потребностей, степени ограничения жизнедеятельности и реабилитационного потенциала. 

Расстройства аутистического спектра (РАС) - расстройства, возникающие вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующиеся выраженным дефицитом социального взаимодействия и общения. Детям с РАС необходимо намного больше времени на адаптацию, на освоение новых принципов, на изучение новых правил, на привыкание к новому месту и людям. В настоящее время не существует единой концепции патогенеза РАС. Специфика нарушений при РАС такова, что регулярность коррекционных развивающих занятий дает значительные прогрессы, в связи с чем обязательна! Министерство здравоохранения РФ в письме от 01.04.2019 указывает, что наиболее эффективным способом коррекции расстройств аутистического спектра является психолого-педагогическая коррекция, направленная на социальную адаптацию ребенка и его последующую интеграцию в общество. Дети с особенностями могут и любят учиться и приобретать навыки, необходимые для независимой и самостоятельной жизни.

Данный проект направлен на социальную адаптацию и поддержку детей с РАС, преодолению социальной исключенности семей, воспитывающих детей с РАС.

Значимость полученных результатов деятельности 

✔ для ребенка с РАС:

  • - повышение адаптивных возможностей и способностей для социализации в обществе;
  •  
  • ✔ для семьи, воспитывающей ребенка с РАС:
  • - преодоление социальной исключенности; стабилизация эмоционального состояния;

✔ для образовательной организации: 

- повышение компетентности педагогов в области инновационных технологий по воспитанию и обучению детей с ОВЗ, в том числе расстройством аутистического спектра:  - ABA - прикладной анализ поведения; -сенсорная интеграция; -  методика ТЕАССН;  

 - профессиональный рост педагогов; овладение актуальным педагогическим опытом, новаторскими методами обучения и воспитания;

 - повышение мотивации педагогов, благоприятной для вовлечения в инновационную деятельность; 

- улучшение показателей психологической комфортности школьников и педагогов; 

✔ для муниципальной системы образования: 

- формирование положительного общественного мнения и имиджа школы в глазах родителей, общественности и СМИ; 

- повышение уровня удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг;

 - расширение возможностей источников финансирования, в том числе за счет средств гранта губернатора Югры; 

- расширение социального партнерства; 

✔ для региональной системы образования: 

- повышении компетентности педагогов в области инновационной деятельности, их профессиональном росте; 

- расширение возможностей и разнообразие форм диссеминации опыта; 

- повышение уровня открытости инновационной деятельности (сайт образовательной организации);

 - повышение статуса образовательной организации в системе образования автономного округа.

Цели

Создание инклюзивного пространства, способного предоставить и обеспечить социальное развитие и адаптацию детей с расстройствами аутистического спектра; интеграция семьи и ребенка с РАС в общество.

Развитие, обобщение и распространение практик комплексного сопровождения детей с ОВЗ, в том числе с расстройствами аутистического спектра.

Задачи

Задачи: 

1.Обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с  расстройствами аутистического спектра.

  2.Повысить качество жизни семей с детьми с РАС .

 3.Повысить родительскую компетентность в вопросах развития ребенка  с РАС.

 4.Социализировать детей с РАС и интегрировать их в общество, преодолеть социальную исключенность семей, воспитывающих детей с РАС.

5. Оснастить  учреждение специализированным оборудованием для организации коррекционно-образовательного процесса с учетом особенностей развития детей с РАС. 

6.Разработка методических материалов по организации работы ресурсного класса для детей с РАС, по созданию организационных, психолого-педагогических условий обучения и воспитания детей с РАС.

 7. Создание условий для активного сетевого взаимодействия субъектов процесса проектирования в рамках социального партнерства.

 8.Диссеминация опыта комплексного сопровождения детей с РАС в рамках сетевого взаимодействия, в профессиональных сообществах.

Результат реализации проекта

100% положительная динамика социально-психологической адаптации учащихся с РАС; у детей с РАС повысился уровень устойчивости социальных контактов, взаимодействия с одноклассниками, с учителем; устойчивая положительная динамика эмоционально-личностного развития детей с РАС; у всех учащихся с РАС 100% успеваемость по всем предметам, положительная динамика качества усвоения адаптированной программы; 100% учащиеся с РАС включены во внеурочную деятельность;100% по результатам внешней оценки родителей , в школе создан благоприятный психологический климат; условия создания инклюзивной среды родителями учащихся оценены на высоком уровне.

Команда


Похожие проекты

"Клуб путешественников"

Проект не получил поддержку
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Сургутский район, Сургут
990 190 руб.
Грант губернатора СО НКО (Второй конкурс 2024)
МОО НОВАЯ ЖИЗНЬ
Владислав Б.

Серебряная прядь

Проект не получил поддержку
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Ханты-Мансийский район
969 800 руб.
Грант губернатора СО НКО (Второй конкурс 2024)
АНО ХМР СЕРЕБРЯНЫЙ ВОЗРАСТ

Женское движение Свет надежды

Реализуется
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Сургутский район, Сургут
435 140 руб.
Грант губернатора СО НКО (Второй конкурс 2024)
АНО ВМЕСТЕ ПО ЖИЗНИ
Галина Е.

Светлица - из новичков в профессионалы

Проект не получил поддержку
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Югорск
470 282 руб.
Грант губернатора СО НКО (Второй конкурс 2024)
Логотип
АНО СОН ВЕРЬ В СЕБЯ!
Всего сотрудников 4
Наталья М.
Наталья А.
Светлана К.
+3
`